🔎 Матрица BCG (известная как матрица Бостонской консалтинговой группы) – инструмент для стратегического анализа и планирования в маркетинге. Ее мы применяем при разработке стратегической сессии.

У каждой компании, будь то производитель или дистрибьютор, есть различее товары на разном уровне жизненного цикла. То есть в процессе развития товар проходит четыре стадии:

▪️ 1. выход на рынок (товар-«трудные дети»)
▪️ 2. рост (товар-«звезда»)
▪️ 3. зрелость (товар-«дойная корова»)
▪️ 4. спад (товар-«собака»)

Что делать с этими товарами, в какие из них стоит вкладываться, какие убрать из портфеля — для ответов на эти вопросы и используется матрица BCG.

👉 При анализе смотрят на 2 показателя: темп роста и относительная доля рынка.

Рассмотрим на примере фармацевтического рынка Узбекистана. Он перенасыщен различными препаратами, причем не новыми, с большим количеством аналогом. В разрезе матрицы BCG компания, которая выводит на рынок товар, должна понимать: ее препарат будет либо в «дойных коровах», либо сразу в «собаках». То есть вкладывать деньги в него не стоит. Тогда используется либо стратегия низкой цены, либо вообще не стоит запускаться с этим продуктом.

Среди достоинств матрицы БКГ, как инструмента стратегического управления, прежде всего, стоит отметить ее простоту. Матрица весьма полезна при выборе между различными стратегическим зонами хозяйства, определении стратегических позиций и при распределении ресурсов на ближайшую перспективу.

Share this post